Все проекты English Написать директору Вебинары
Импортозамещение
Выбор региона
Ваш город:Нефтекамск

Ваш регион определился как:
Москва

или
Выбор региона
Выберите другой регион
Поиск

Налоговые льготы для IT-компаний

Время чтения: ~3 мин.

Актуальность проверена: 28 . 09 . 2026

Льготы в 2025 году по налогам для IT-компаний введены на федеральном уровне, чтобы поддержать IT-отрасль в условиях кризиса. Другая цель их внедрения — предотвратить масштабный отток IT-специалистов из России.

Какие налоговые льготы предоставляются IT-компаниям

Отрасли, касающейся информационных технологий, предлагаются такие льготы по налогообложению:

  1. Страхвзносы на зарплату IT-специалистов начисляют в пониженном размере. В 2025 году они платятся по единому тарифу без разделения по видам страхования по суммарной ставке 7,6%. Чтобы применять пониженные страхвзносы, IT-компания должна соответствовать конкретным условиям.
  2. Организации на ОСНО, занимающиеся разработкой программ для ЭВМ и баз данных, праве передавать исключительные права без начисления НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Для этого освобождения должны соблюдаться такие условия:
    • разработка имеет российское происхождение;
    • информация о программах и базах данных, на которые передаются права, указана в специальном реестре, регламентированном Постановлением Правительства от 16.11.2015 г. № 1236.
  3. Сниженная ставка по налогу на прибыль — в региональный бюджет 0%, в федеральный бюджет — 5% (с 2025 года). В 2024-2025 гг. IT-компании применяли нулевые ставки по налогу на прибыль.

Важно! Чтобы применять налоговые льготы, IT-компании должны соблюдать конкретные условия.

Критерии соответствия IT-компаний для получения налоговых льгот

Для применения льготных ставок по страхвзносам и налогу на прибыль IT-компании должны соответствовать таким условиям:

  • Наличие госаккредитации в сфере информационных технологий.
  • Доля выручки от разработки и реализации своего ПО — не меньше 70% общего объема полученных доходов.
  • Компания не должна подпадать под запрет на использование льготы. Эти запреты установили для компаний, которые реорганизованы после 01.07.2022 г., и для компаний, которые созданы после 01.07.2022 г. в результате различных видов реорганизаций, а также для компаний, в которых доля РФ в структуре уставного капитала — больше 50%.

Указанные условия для использования льгот IT-компаниями указаны в НК РФ. Кроме обозначенных условий для некоторых льгот требуется выполнение еще одного: указание в выписке из ЕГРЮЛ и ведение деятельности по кодам ОКВЭД — 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4 и др.

Следовательно, при соблюдении указанных условий IT-компании вправе использовать все указанные налоговые льготы.

Дополнительные налоговые льготы для IT-компаний

Кроме льготных ставок по налогам для IT-компаний предусмотрены и льготы, которые направлены на стимулирование капвложений:

  • ускоренная амортизация по определенным основным средствам;
  • ускоренная амортизация по определенным нематериальным активам;
  • повышающий коэффициент 2 к первоначальной стоимости определенных основных средств и нематериальных активов.

Имеются и другие положения Указа Президента РФ от 02.03.2022 г. № 83 в части предоставления социальных и налоговых льгот для IT-организаций.

Они связаны не только с налогообложением, но и с получением грантов на разработки, порядком осуществления госзакупок, трудоустройством сотрудников:

  1. По 31.12.2025 г. по аккредитованным IT-компаниям не будут проводиться плановые проверки, кроме проверок в рамках федерального санитарно-эпидемиологического контроля (Постановление Правительства от 24.03.2022 г. № 448 в редакции от 28.12.2024 г.). До 03.03.2025 г. были приостановлены выездные налоговые проверки аккредитованных IT-организаций.
  2. IT-компаниям доступны льготные кредиты по ставке не больше 3% годовых. Основное условие — кредиты можно использовать для реализации новых проектов в IT-сфере. Постановлениями Правительства от 25.03.2022 г. № 469 и от 05.12.2019 г. № 1598 регламентированы правила предоставления этих кредитов. Срок выдачи льготных кредитов не должен превышать 3 года, а их сумма не может быть больше 500 млн. руб. К IT-заемщикам предъявляют много требований, к примеру, по размеру выручки, налоговому резидентству, наличию исключительных прав на ПО и базы данных для ЭВМ и др.
  3. Ввели упрощенные правила осуществления госзакупок для приобретения IT-продуктов у отечественных компаний.
  4. Из бюджета каждый год выделяют существенные средства на предоставление грантов в целях стимулирования российских разработок в IT-сфере.
  5. Зарубежным специалистам упростили трудоустройство в российские IT-компании.

Чтобы привлечь российских и зарубежных специалистов в IT-сферу, также предложили конкретные программы:

  • Специалисты, которые официально работают в IT-компаниях, имеют право на отсрочку от армии. Ее действие распространяется только на период трудовой деятельности в аккредитованной организации. При увольнении из такой компании и переходе в иную, деятельность которой не связана с IT-разработками, отсрочка прекращается.
  • Для улучшения жилищных условий сотрудников IT-компаний из бюджета выделяются средства, чтобы финансировать программу льготной ипотеки.

Важно! Данные меры поддержки могут использовать специалисты, которые работают в IT-компаниях. Если они работают у ИП или сами являются ИП, они не вправе пользоваться такими льготами.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности
07
октября
10:00-15:00
Единый семинар 1С
ФСБУ 9/2025 (доходы) и ФСБУ 10/2026 (расходы): как начать применять в 1С 1С-Отчетность за 9 месяцев - на что обратить внимание ЕФС-1, РСВ, 6-НДФЛ за 9 месяцев: ...

Закажите звонок консультанта

Оставить заявку